Главная » Авто » Как все устроено » Брать лучшее — производить самим — ЭкспертРУ — Новости дня

Брать лучшее — производить самим — ЭкспертРУ — Новости дня

На вопросы «Эксперт-Авто» отвечает заместитель министра экономики РФ Сергей Митин

— Споры по поводу того, выгодно или невыгодно России организовывать на своей территории производство легковых автомобилей по так называемой отверточной технологии, не утихают. Не миновали они и страниц «Эксперта». Мы считаем важным дать возможность высказаться всем заинтересованным в этом деле влиятельным в стране людям. Не могли бы вы обозначить позицию Министерства экономики? Тем более что эта позиция во многом определяет государственный подход и, в конечном счете, будущее отечественного автомобилестроения.

— Наша позиция абсолютно ясна, она оформлена, если хотите, документально, в том числе в виде правительственных постановлений. Вы справедливо увязываете ее с будущим российского автопрома: именно в этом контексте мы и рассматриваем проекты организации сборочных производств. Но поднятая вами тема настолько актуальна, что заслуживает подробного разговора.

Прежде всего у нас имеется Национальная стратегия развития автомобильной промышленности России на период до 2005 года. Это официальный документ, утвержденный постановлением правительства от 15 марта этого года. И создан он не одним Министерством экономики, а усилиями сотен специалистов из Автосельхозмашхолдинга, объединяющего более двухсот автопредприятий, из других министерств, специалистами крупных заводов, в том числе ГАЗа и ВАЗа. На этой основе разрабатывается и до конца года будет представлена правительству Федеральная целевая программа развития автомобильной промышленности до 2005 года, предусматривающая в том числе и создание в стране высокотехнологичных производств по выпуску комплектующих.

Думаю, вашим читателям будет интересно узнать, на что мы опираемся и что конкретно предлагаем. Так вот, в 1990 году в автомобильной промышленности СССР было занято примерно полтора миллиона человек. И выпускала она почти четверть продукции гражданского машиностроения. Сегодня в автопроме РФ работает около миллиона человек, которые делают шестьдесят процентов продукции машиностроения. Дело в том, что в автомобильной промышленности спад был менее значительным, чем в большинстве отраслей. Автозаводы оказались более подготовленными к резкому переходу от условий плановой экономики к экономике переходного периода. Другая важная причина: на автомобили в отличие от других товаров отечественного производства сохранялся достаточно устойчивый платежеспособный спрос. Это первая точка опоры.

Вторую дал анализ влияния автомобилестроения на экономику развитых стран. Мы увидели, что существует прямая зависимость. То есть экономика, скажем, США, напрямую зависит от производства автомобилей. Вместе с тем Штаты — мировой лидер по валовому внутреннему продукту (ВВП) — являются лидером и в автомобилестроении. Вслед за США идет Япония, занимающая второе место и по производству автомобилей, и по ВВП. И дальше четкое совпадение: Германия, Франция, Италия, Великобритания, Испания. Общую картину нарушают лишь Китай и Индия, что можно объяснить численностью их населения.

К тому же в современной экономической истории все страны с развитым или динамично развивающимся автомобилестроительным комплексом не переживали катастрофических спадов объема производства. Как правило, экономика страны, пока она занимается автомобилестроением, находится либо на подъеме, либо в стабильном состоянии. Примеры общеизвестны. Те же Соединенные Штаты преодолели довоенный кризис в первую очередь благодаря автомобилестроению. Вспомните крылатую фразу Генри Форда: «Что выгодно Форду, выгодно Америке». Автомобильная промышленность обеспечила экономический подъем Германии и Японии в послевоенные годы. Из примеров последнего времени можно привести Бразилию, уже производящую миллион восемьсот тысяч автомобилей в год, Корею, Испанию, Турцию.

Это вполне понятно, поскольку автомобильные предприятия тесно связаны с металлургической, нефтехимической, электротехнической, текстильной промышленностью, станкостроением и влияют на их развитие. Американские автогиганты потребляют пятнадцать процентов производимой в стране стали, сорок шесть процентов ковкого чугуна, семьдесят процентов натурального и почти шестьдесят процентов синтетического каучука, треть продукции станкостроения и половину выпускаемых роботов и манипуляторов. А прибавьте сюда смежные отрасли — автотранспорт, дорожное строительство, производство бензина, масел, аксессуаров и тому подобного, и выйдет, что автопроизводство обладает мощным мультипликативным эффектом. В США практически каждый шестой работающий в промышленности прямо или косвенно связан с автомобилестроением. И наконец, выпуская двенадцать миллионов автомобилей в год, американские концерны стоят на первом месте по вкладу в экономику страны. То же можно сказать и о Японии. Вывод: само по себе автомобилестроение достаточно выгодное и перспективное дело, которое можно рассматривать как локомотив всей экономики.

Третья исходная точка — рынок. У нас на тысячу жителей приходится сто-сто двадцать автомобилей, в то время как в Европе — четыреста с лишним, а в Америке — семьсот. То есть существуют огромные перспективы роста. Тем более если учесть наши расстояния. По самым пессимистическим оценкам, спрос на автомобили будет стабильно расти и составит к 2005 году минимум два миллиона машин. Весь вопрос в том, кто займет эту нишу. Сейчас отечественный автопарк насчитывает приблизительно двадцать миллионов автомобилей, из них только десять процентов импортных. Но доля последних неуклонно и стремительно растет, и государство по существу теряет ежегодно от четырех до шести миллиардов долларов.

— Но ведь очевидно, что наши автозаводы просто не в состоянии обеспечить ни количество, ни разнообразие модельного ряда, ни пристойное качество. Они выглядят неповоротливыми гигантами, не приученными бороться за покупателя. А стоит перекрыть импорт или запретить «отверточные» производства, то есть по сути избавить отечественные автозаводы от конкуренции, они так и будут клепать устаревший товар и навязывать его нам. Я намеренно утрирую, но, согласитесь, опасения эти небеспочвенны.

— Во-первых, никто ничего перекрывать и запрещать не собирается. Это, пожалуй, уже просто невозможно. Другое дело, что государственная политика заключается в том, чтобы приобретать больше, чем терять. И я о ней расскажу.

А вот что касается неповоротливости, это в целом верно. Как раз ясное понимание того, в каком состоянии находится наш автопром, каковы его перспективы и чем нужно помочь, — все это отражено в нашей стратегии. Давайте посмотрим, как развивалось отечественное автомобилестроение и сравним с мировыми тенденциями.

К сожалению, мы шли «своим путем». В довоенные и послевоенные годы все наши автомобильные заводы — ГАЗ, ЗИЛ, затем ВАЗ и КамАЗ — в самом деле создавались и развивались как заводы-гиганты. На них было сосредоточено все, от металлургического производства до инструментального. Сотни тысяч человек в режиме жестко связанных технологических массовых линий выпускали одно или два, максимум три наименования машин. Очень сложно переналаживаемые, ориентированные на программируемый покупательский спрос, заводы представляли собой, я бы сказал, моногигантов с огромной социальной сферой. Все это в условиях директивно-плановой экономики сходило, лишь бы больше давали автомобилей. Была и достаточно весомая доля экспорта.

Но в конце семидесятых годов мировое автомобилестроение пошло по другому пути. Создавались сборочные заводы и отдельно специализированные предприятия по выпуску комплектующих. Это дало возможность применять гибкие технологии, быстро переналаживаться, снизить затраты, в очень короткий срок осваивать новые модели автомобилей и делать индивидуальные заказы. Что в рамках наших заводов, мягко говоря, затруднительно. Такие производители, как «Мерседес», БМВ, на своих головных заводах делают не больше тридцати пяти-сорока процентов собственно автомобиля, если можно так выразиться, от его себестоимости. Остальные комплектующие они получают с заводов-смежников или со своих производств, расположенных на других территориях и даже в других странах, используя международное разделение труда и одновременно разницу в стоимости трудовых ресурсов с несомненной выгодой.

Количество легковых автомобилей на 1 тыс. жителей

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Как прочистить карбюратор не снимая его

Карбюраторный впрыск, будучи устаревшей системой по сравнению с инжектором, все равно является достаточно распространенной схемой питания ДВС. Сегодня карбюраторы встречаются преимущественно на машинах отечественного производства ...

Бортовая диагностика автомобиля

Для систем электрооборудования и электронных систем автомобиля график интенсивности отказов X(t) от времени эксплуатации показан на рис. 10.3. Время работы электрооборудования и электронных систем подразделяется ...

Подвеска МакФерсон: устройство, плюсы и минусы

Подвеска – это один из основных механизмов в конструкции любого транспортного средства. Благодаря ей автомобиль способен передвигаться по неровным участкам дороги, снижая удары и колебания. ...

Краш тесты автомобилей методика испытаний — Помощь автолюбителю

Краш тесты автомобилей методика испытаний, меры, направленные на усовершенствование транспортных средств в плане безопасности позволяют снизить количество смертельных исходов, но этого часто бывает недостаточно. Другим ...

Гибридный автомобиль

Гибридным автомобилем называется транспортное средство, приводимое в движение с помощью гибридной силовой установки. Отличительной особенностью гибридной силовой установки является использование двух и более источников энергии ...

Коробка передач DSG — плюсы и минусы

Вокруг коробки передач DSG сформировалось множество мифов и легенд. Автомобилисты где-то слышали о ее проблемах, но точно не могут их сформулировать. Попробуем ответить на все ...

Эксперименты с карбюратором и зажиганием

Stanislavovic › Блог › Эксперименты с карбюратором и зажиганием. Тюнинг карбюратора. • Давно хотел поделиться личным опытом по поводу тюнинга классических Жигулей за счёт регулировок ...

Признаки неисправности датчика распредвала

Что происходит, если изнашивается датчик положения распределительного вала. Это может произойти в любое время без предупреждения. Представьте, Вы едете по шоссе, двигаясь на большой скорости, ...

Как часто нужно менять тормозную жидкость?

pomaxa79 › Блог › Как часто нужно менять тормозную жидкость? Исправная тормозная система – залог безопасного движения, именно поэтому так важно следить за тормозами и ...

Как сделать шумоизоляцию салона автомобиля своими руками

Проводим своими руками на автомобиле шумоизоляцию от посторонних звуков снаружи Шумоизоляция салона автомобиля — это важная составляющая комфортной езды. Даже если водитель является обладателем автомобиля ...

Производство Тормозных Колодок

Производство тормозных колодок – процесс трудоемкий, который требует детального рассмотрения, так как имеет некоторые особенности. При этом при производстве, именно к колодкам предъявляются самые высокие ...

Как открыть шиномонтаж: что нужно, стоит ли, документы, оборудование

Спрос на шиномонтажные услуги постоянно растет. Это связано с постоянным ростом количества автомобилей в городах. Рынок не имеет строгих правил, и это помогает работать на ...

Какое масло нужно заливать в коробку передач: фото и рекомендации

Практически все известные компании специализирующиеся на выпуске смазочных материалов предлагают своему покупателю продукцию исключительно высокого качества, отлично зарекомендовавшую себя на протяжении многих лет. В данной ...

GDI двигатель: плюсы и минусы

Преимущества и недостатки прямого впрыска двигателя GDI Ещё в начале 2000-х годов в Россию начали попадать первые автомобили Mitsubishi с обозначениями GDI около индексов, указывающих ...

Электронная система управления газовым двигателем (ЭСУД)

Разработка электронных систем управления для любых типов двигателей, автоматических трансмиссий, гибридных и электрических автомобилей. Главная Направления Разработка и создание Центр информационных и интеллектуальных систем Выполненные ...

Самый мощный джип в мире

Автомобиль — это не только средство передвижения. Машина даёт водителю возможность самовыражения. Цвет, технические характеристики, марка и модель — эти критерии позволят определить характер, образ ...

Supercharger — механический нагнетатель

Понятие, плюсы и минусы механического нагнетателя Supercharger Механический наддув – это процесс увеличения давление некой смеси на впуске двигателя для повышения массы горючей смеси в ...

Карданная передача, карданные шарниры

Карданные передачи используются во многих как грузовых, так и легковых автомобилях. А если учесть всевозможную сельскохозяйственную технику, то там карданная передача нашла весьма широкое применение. ...

Десять автомобильных марок, которые являются самыми надежными

Десять автомобильных марок, которые являются самыми надежными Автобренды, которые делают качественные и надежные автомашины. Надежность стала повсеместным ярлыком, который производители автомобилей любят «цеплять» к своим ...

Свечи зажигания: какие лучше (рейтинг), подбор свечей по типу, признаки неисправности

Всё о свечах зажигания: виды, рейтинг, правила подбора, неисправности Наряду с моторным маслом, фильтрами и тормозными колодками, свечи зажигания в номенклатуре автомобильных запасных частей принадлежат ...

Прибор ночного видения на авто своими руками: где взять и как установить

Прибор ночного видения на авто своими руками:где взять и как установить Прибор ночного видения на авто своими руками:где взять и как установить Что такое прибор ...

Как проверить аккумулятор — Основы электроники

Сегодняшняя статья посвящена проверки аккумулятора автомобиля. В процессе эксплуатации автомобиля мы периодически сталкиваемся с вопросом как проверить аккумулятор. Обычно это происходит в двух случаях, при ...

Почему скрипят или свистят тормозные колодки и когда их нужно менять?

Здравствуйте, уважаемые автомобилисты! Нет такого водителя, который не слышал бы, как у его автомобиля скрипят тормозные колодки. Казалось бы, что им нужно, купил и установил ...

Выбираем пружины

Пружина и амортизатор — два отдельных узла, являющихся важными элементами подвески. Пружина «принимает» на себя вес автомобиля, в то время, как амортизатор гасит колебания кузова ...

Рейтинг@Mail.ru