Главная » Как все устроено » Брать лучшее — производить самим — ЭкспертРУ — Новости дня

Брать лучшее — производить самим — ЭкспертРУ — Новости дня

На вопросы «Эксперт-Авто» отвечает заместитель министра экономики РФ Сергей Митин

— Споры по поводу того, выгодно или невыгодно России организовывать на своей территории производство легковых автомобилей по так называемой отверточной технологии, не утихают. Не миновали они и страниц «Эксперта». Мы считаем важным дать возможность высказаться всем заинтересованным в этом деле влиятельным в стране людям. Не могли бы вы обозначить позицию Министерства экономики? Тем более что эта позиция во многом определяет государственный подход и, в конечном счете, будущее отечественного автомобилестроения.

— Наша позиция абсолютно ясна, она оформлена, если хотите, документально, в том числе в виде правительственных постановлений. Вы справедливо увязываете ее с будущим российского автопрома: именно в этом контексте мы и рассматриваем проекты организации сборочных производств. Но поднятая вами тема настолько актуальна, что заслуживает подробного разговора.

Прежде всего у нас имеется Национальная стратегия развития автомобильной промышленности России на период до 2005 года. Это официальный документ, утвержденный постановлением правительства от 15 марта этого года. И создан он не одним Министерством экономики, а усилиями сотен специалистов из Автосельхозмашхолдинга, объединяющего более двухсот автопредприятий, из других министерств, специалистами крупных заводов, в том числе ГАЗа и ВАЗа. На этой основе разрабатывается и до конца года будет представлена правительству Федеральная целевая программа развития автомобильной промышленности до 2005 года, предусматривающая в том числе и создание в стране высокотехнологичных производств по выпуску комплектующих.

Думаю, вашим читателям будет интересно узнать, на что мы опираемся и что конкретно предлагаем. Так вот, в 1990 году в автомобильной промышленности СССР было занято примерно полтора миллиона человек. И выпускала она почти четверть продукции гражданского машиностроения. Сегодня в автопроме РФ работает около миллиона человек, которые делают шестьдесят процентов продукции машиностроения. Дело в том, что в автомобильной промышленности спад был менее значительным, чем в большинстве отраслей. Автозаводы оказались более подготовленными к резкому переходу от условий плановой экономики к экономике переходного периода. Другая важная причина: на автомобили в отличие от других товаров отечественного производства сохранялся достаточно устойчивый платежеспособный спрос. Это первая точка опоры.

Вторую дал анализ влияния автомобилестроения на экономику развитых стран. Мы увидели, что существует прямая зависимость. То есть экономика, скажем, США, напрямую зависит от производства автомобилей. Вместе с тем Штаты — мировой лидер по валовому внутреннему продукту (ВВП) — являются лидером и в автомобилестроении. Вслед за США идет Япония, занимающая второе место и по производству автомобилей, и по ВВП. И дальше четкое совпадение: Германия, Франция, Италия, Великобритания, Испания. Общую картину нарушают лишь Китай и Индия, что можно объяснить численностью их населения.

К тому же в современной экономической истории все страны с развитым или динамично развивающимся автомобилестроительным комплексом не переживали катастрофических спадов объема производства. Как правило, экономика страны, пока она занимается автомобилестроением, находится либо на подъеме, либо в стабильном состоянии. Примеры общеизвестны. Те же Соединенные Штаты преодолели довоенный кризис в первую очередь благодаря автомобилестроению. Вспомните крылатую фразу Генри Форда: «Что выгодно Форду, выгодно Америке». Автомобильная промышленность обеспечила экономический подъем Германии и Японии в послевоенные годы. Из примеров последнего времени можно привести Бразилию, уже производящую миллион восемьсот тысяч автомобилей в год, Корею, Испанию, Турцию.

Это вполне понятно, поскольку автомобильные предприятия тесно связаны с металлургической, нефтехимической, электротехнической, текстильной промышленностью, станкостроением и влияют на их развитие. Американские автогиганты потребляют пятнадцать процентов производимой в стране стали, сорок шесть процентов ковкого чугуна, семьдесят процентов натурального и почти шестьдесят процентов синтетического каучука, треть продукции станкостроения и половину выпускаемых роботов и манипуляторов. А прибавьте сюда смежные отрасли — автотранспорт, дорожное строительство, производство бензина, масел, аксессуаров и тому подобного, и выйдет, что автопроизводство обладает мощным мультипликативным эффектом. В США практически каждый шестой работающий в промышленности прямо или косвенно связан с автомобилестроением. И наконец, выпуская двенадцать миллионов автомобилей в год, американские концерны стоят на первом месте по вкладу в экономику страны. То же можно сказать и о Японии. Вывод: само по себе автомобилестроение достаточно выгодное и перспективное дело, которое можно рассматривать как локомотив всей экономики.

Третья исходная точка — рынок. У нас на тысячу жителей приходится сто-сто двадцать автомобилей, в то время как в Европе — четыреста с лишним, а в Америке — семьсот. То есть существуют огромные перспективы роста. Тем более если учесть наши расстояния. По самым пессимистическим оценкам, спрос на автомобили будет стабильно расти и составит к 2005 году минимум два миллиона машин. Весь вопрос в том, кто займет эту нишу. Сейчас отечественный автопарк насчитывает приблизительно двадцать миллионов автомобилей, из них только десять процентов импортных. Но доля последних неуклонно и стремительно растет, и государство по существу теряет ежегодно от четырех до шести миллиардов долларов.

— Но ведь очевидно, что наши автозаводы просто не в состоянии обеспечить ни количество, ни разнообразие модельного ряда, ни пристойное качество. Они выглядят неповоротливыми гигантами, не приученными бороться за покупателя. А стоит перекрыть импорт или запретить «отверточные» производства, то есть по сути избавить отечественные автозаводы от конкуренции, они так и будут клепать устаревший товар и навязывать его нам. Я намеренно утрирую, но, согласитесь, опасения эти небеспочвенны.

— Во-первых, никто ничего перекрывать и запрещать не собирается. Это, пожалуй, уже просто невозможно. Другое дело, что государственная политика заключается в том, чтобы приобретать больше, чем терять. И я о ней расскажу.

А вот что касается неповоротливости, это в целом верно. Как раз ясное понимание того, в каком состоянии находится наш автопром, каковы его перспективы и чем нужно помочь, — все это отражено в нашей стратегии. Давайте посмотрим, как развивалось отечественное автомобилестроение и сравним с мировыми тенденциями.

К сожалению, мы шли «своим путем». В довоенные и послевоенные годы все наши автомобильные заводы — ГАЗ, ЗИЛ, затем ВАЗ и КамАЗ — в самом деле создавались и развивались как заводы-гиганты. На них было сосредоточено все, от металлургического производства до инструментального. Сотни тысяч человек в режиме жестко связанных технологических массовых линий выпускали одно или два, максимум три наименования машин. Очень сложно переналаживаемые, ориентированные на программируемый покупательский спрос, заводы представляли собой, я бы сказал, моногигантов с огромной социальной сферой. Все это в условиях директивно-плановой экономики сходило, лишь бы больше давали автомобилей. Была и достаточно весомая доля экспорта.

Но в конце семидесятых годов мировое автомобилестроение пошло по другому пути. Создавались сборочные заводы и отдельно специализированные предприятия по выпуску комплектующих. Это дало возможность применять гибкие технологии, быстро переналаживаться, снизить затраты, в очень короткий срок осваивать новые модели автомобилей и делать индивидуальные заказы. Что в рамках наших заводов, мягко говоря, затруднительно. Такие производители, как «Мерседес», БМВ, на своих головных заводах делают не больше тридцати пяти-сорока процентов собственно автомобиля, если можно так выразиться, от его себестоимости. Остальные комплектующие они получают с заводов-смежников или со своих производств, расположенных на других территориях и даже в других странах, используя международное разделение труда и одновременно разницу в стоимости трудовых ресурсов с несомненной выгодой.

Количество легковых автомобилей на 1 тыс. жителей

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Какие китайские ксеноновые лампы лучше светят

Какие китайские ксеноновые лампы лучше светят. Как выбрать ксеноновые лампы для автомобиля? Преимущества ксеноновой лампы На сегодняшний день последним словом в сфере автомобильного освещения являются ...

Принцип работы дизельного двигателя – детали и их назначение видео

Принцип работы дизельного двигателя – чтобы смог понять каждый! Принцип работы дизельного двигателя выглядит как самовоспламенение подающегося распыленного топлива при взаимодействии с разогретым при сжатии ...

Современные системы безопасности автомобиля

Доброго дня всем добрым людям. Сегодня в статье мы подробно осветим современные системы безопасности автомобиля. Вопрос актуальный для всех без исключения водителей и пассажиров. Высокие ...

Англо-русский автомобильный словарь

Êðàòêèé ñëîâàðü ðóññêî-àíãëèéñêèõ ñëîâ àâòî òåìàòèêè air-bag — [íàäóâíàÿ] ïîäóøêà áåçîïàñíîñòè air conditioner — êîíäèöèîíåð air duct — âîçäóõîâîä air mass meter — äàò÷èê êîëè÷åñòâà ...

Парковочная система автомобиля: пассивная и автоматическая, устройство, принцип работы

Пассивные и автоматические парковочные системы автомобиля: устройство и как работают Парковочную систему часто называют просто парктроником. Она призвана помочь при парковке автомобиля, особенно при движении ...

Автоматизированная система платной парковки

Система платной парковки Контур предназначена для организации автоматизированного контроля въезда (выезда) транспортных средств на автомобильную стоянку и автоматизации расчетов за пользование парковочными услугами. РЕШАЕМЫЕ ЗАДАЧИ ...

Замена подшипников генератора на ВАЗ-2110 — фото и видео, натяжка ремня генератора и цена

К основным неисправностям генератора можно отнести износ щеток, коллектора ротора, выход из строя регулятора напряжения и диодного моста, но чаще всего из строя выходят его ...

Онлайн-словари — loving languages

Все о языках и переводах: Спряжения, Фразы, Жизнь за рубежом и много больше. Вы знали, что все наши словари являются двунаправленными? Это значит, что вы ...

Подвеска автомобиля

Для чего нужна подвеска автомобиля? Неисправности в подвеске Шанссервис — команда профессионалов, которая имеет многолетний опыт работы в сфере продажи и ремонта автомобильной техники. Квалифицированный ...

ЧТО ТАКОЕ СИСТЕМА ВПРЫСКА ТОПЛИВА?

Автополка › Блог › ЧТО ТАКОЕ СИСТЕМА ВПРЫСКА ТОПЛИВА? Впрыск топлива — это система дозированной подачи топлива в цилиндры двигателя. Расскажем про электронные системы подачи ...

На что влияет ширина диска колеса

На что влияет увеличение диаметра колеса (диска и шины)? Ставим диски большего диаметра – безопасность и дизайн Автомобильные диски могут оцениваться по дизайнерским особенностям, безопасности ...

Пассивная безопасность — что это?

Авария — штука всегда неприятная. Но современные автомобили имеют целый арсенал средств, которые не дадут ей стать трагедией. А втомобильная безопасность условно делится на два ...

Блокировка дифференциала, самоблокирующийся дифференциал

Особенностью работы свободного дифференциала является то, что при пробуксовке одного колеса (ведущей оси) на другое передается крутящий момент, недостаточный для движения. Блокировка дифференциала предназначена для ...

Инжекторные системы ДВС описание и принцип работы

В конце 60х-начале 70х годов ХХ века остро встала проблема загрязнения окружающей среды промышленными отходами, среди которых значительную часть составляли выхлопные газы автомобилей. До этого ...

TCS — антипротивопробуксовочная система автомобиля

Автомобили все больше комплектуются всевозможными системами, упрощающими управление и повышающими безопасность. Первой такой системой была антиблокировочная, предотвращающая полную остановку вращения колес при торможении, что исключило ...

ЕС правила по маркировке шин, Pirelli Key Point шинные центры

РЕГУЛА ЕС (NO. 1222/2009) ПО МАРКИРОВКЕ ШИН Новая Регула ЕС устанавливает правила по маркировке шин касательно отображения информации об экономии топлива (сопротивления качению), сцепления на ...

Электроусилитель рулевого управления, электроусилитель руля – устройство, принцип работы

Электроусилителем рулевого управления (обиходное название – элетроусилитель руля) называется конструктивный элемент рулевого управления автомобиля, в котором дополнительное усилие при повороте рулевого колеса создается с помощью ...

Статья «Как выбрать автомобильные галогеновые лампы»

Автомобильные галогеновые лампы для авто, какие выбрать? Обычные автомобильные лампы Лампы, имеющие две нити накаливания (ближний и дальний свет), получили классификацию Н4. Они имеют стандартную ...

Для чего нужна главная передача автомобиля, устройство, работа и типы передач

Главная передача автомобиля — её назначение, типы передач, устройство и работа Современные автомобили могут иметь несколько типов двигателей: бензиновый или дизельный. А они в свою ...

Устройство сцепления автомобиля

Ñöåïëåíèå àâòîìîáèëÿ – ýòî îäíà èç ñàìûõ ãëàâíûõ êîíñòðóêòèâíûõ ñîñòàâëÿþùèõ òðàíñìèññèè àâòîìîáèëÿ. Îíî âûïîëíÿåò êðàòêîâðåìåííîå îòñîåäèíåíèå ñèëîâîãî àãðåãàòà îò òðàíñìèññèè è ïëàâíîãî èõ ñîåäèíåíèÿ äðóã ...

Высоковольтные Провода Зажигания, Схема и Порядок Подключения При Замене, Как Проверить Неисправности, Сопротивление и Пробой

Высоковольтные провода зажигания: устранение неисправностей Как образуется искра на свече зажигания? Согласно теории электротехники, для пробоя 1 мм идеального воздушного пространства требуется напряжение 3000-4000 вольт. ...

Антиблокировочная система тормозов, АБС, ABS – назначение, устройство, принцип действия

При экстренном торможении автомобиля возможна блокировка одного или нескольких колёс. В этом случае весь запас по сцеплению колеса с дорогой используется в продольном направлении. Заблокированное ...

Классификация автомобилей по габаритам, объему двигателя и типу кузова

Классификация автомобилей по габаритам, объему двигателя и типу кузова Если говорить о классификации автомобилей, то здесь не все так просто. Все дело в том, что ...

Как прокачать тормоза без помощи

После проведения ремонтных работ в тормозной системе автомобиля, необходимо произвести прокачку привода тормозной системы для удаления воздуха из системы. Традиционный способ прокачки тормозов Но иногда ...

Рейтинг@Mail.ru