Главная » Магия и гадания » Марийская национальная кукла, её роль в жизни крестьянской семьи и в воспитании подрастающего поколения

Марийская национальная кукла, её роль в жизни крестьянской семьи и в воспитании подрастающего поколения

«Без неё, без куклы, мир бы рассыпался, и дети перестали бы походить на родителей, и народ бы рассеялся пылью по лицу Земли» А. Синявский.

О народной кукле в российской специальной литературе было сказано немало, а о марийской национальной кукле – почти ничего. Когда-то она была в каждом доме, затем с распространением фабричного ширпотреба ушла в небытие. Была утеряна технология её изготовления. Ну а то, что продаётся в сувенирных киосках, далеко от оригинала.

Так чем же играли маленькие девочки, и кто делал кукол в марийских деревнях?

Марийская национальная кукла, её роль в жизни крестьянской семьи и в воспитании подрастающего поколенияБольшей частью, вероятно, сами дети. Для самых маленьких детей это были бабки, на плечи которых и ложилось воспитание подрастающего поколения, ведь отцы и матери, как правило работали, а старые бабки и дедки всегда «под рукой». Ребятишки постарше делали кукол для себя и для младшеньких сами, из чурбачков, лоскутков и тряпочек. Основой традиционной марийской игрушки «пупашкар» служил гладкий обструганный деревянный кругляш. Брали обязательно осину, ведь по поверьям всех народов это дерево с энергетикой, которую боятся злые духи (достаточно вспомнить про осиновый кол), кроме того, осина «вытягивает» болезни. У фигурки имелась только голова и подол; голову от туловища отделяли, перекручивая нитками. Пупашкар не просто игрушка — это кукла — обережка, даже кукла — двойник. Например, когда младенца вынимали из люльки, туда взамен клали куклу — чтобы ненароком не проник злой дух. Если ребенок заболевал, то куклу выбрасывали, полагая, что вместе с ней уходит и недуг. Поэтому куклы были безликими, кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых духов и, значит, в любом случае безвредным для ребёнка. Кукла должна была приносить своей маленькой хозяйке благополучие, радость жизни и здоровье, а не служить вместилищем злых духов.

Для всякого детского возраста предназначались свои, конкретные куклы. Деревянными болванчиками и чурбачками играли совсем маленькие дети — «ползунки», нуждавшиеся в устойчивых и весомых прочных игрушках, которые можно было не опасаться сломать или пораниться самому. Игрушки эти просты и условны по форме, и работы требуется с «чурками» совсем немного — чтобы вытесать подобную «потешку», не надо быть плотником, справится и подросток. Топорно (в буквальном смысле этого слова) сделанная чурка обтёсывалась острым ножом и уподоблялась женской фигуре. Куклы получались иногда на редкость выразительными. Впрочем, такие куколки забавляли малышей лет двух-трёх, не больше. Ребенок рос, и простейшие деревянные «забавушки» тешили его недолго — лишь до тех пор, пока его игровые интересы были связаны в основном с движением и отличием движущегося предмета от неподвижного. Как только его восприятие окружающей действительности становилось более аналитическим и ёмким, ему начинали давать игрушки, более детально проработанные в плане формы. Среди кукол на эту роль хорошо годились соломенные «стригушки». Ловко скрученные из пучка спелой золотистой соломы с плетёными косицей руками эти куклы кажутся легкими и воздушными. На забаву детям соломенная куколка плясала, прыгала и вертелась, когда трясли её на подносе, качали на шатких половицах или ставили на стол и дробно стучали кулаком по столешнице. Красивую куклу из соломы мог свертеть каждый — не исключая и мужскую половину села. Среди деревенских баб порою попадались такие мастерицы, что навяжут таких кукол и принарядят их ситцевым фартучком, обмотают пестрым цветастым платком, а то и шляпку из соломки сплетут. Дети чуть постарше играли с тряпичными куклами. Пока дети были малы, шили или скручивали кукол их матери, бабушки, старшие сестры. Становился ребенок старше — и ему шили кукол более затейливых. Девочки подрастали, их начинали обучать приёмам изготовления куклы, и годам к пяти они начинали шить их самостоятельно. Девочки, едва научившиеся держать иглу, изготавливали более сложные куклы. Такие куклы шились с головой, с ручками и ножками, однако порою конечности могли и отсутствовать. Игрушки изготавливались из домотканой одноцветной ткани, набивались мелкими тряпками и ветошью, куделью, стружкой, песком. Иногда ноги (а реже и руки) сшитой таким образом куклы делались из твердой бумаги, дерева, а у отдельных экземпляров кукол — из глины. Девочки иногда своим куколкам подкрашивали глазки, «помечая» их угольком, рот и нос обозначали так же. Волос у кукол чаще всего не было, по желанию мастерицы их делали из пакли, поверх которой повязывался платочек или национальный головной убор шымакш.

Беззаботно играли в игрушки до достижения возраста трёх-пяти лет. После шести лет играли мало, или уже не играли вовсе, переключаясь на более полезную в быту деятельность, девочек учили прясть, вышивать и т.д. Старшие девочки в семье, как правило, присматривали за младшими, одобряли или порицали их работу и игровую деятельность. Девочки к четырём годам уже самостоятельно вертели себе куколок и играли ими. Для своих подопечных делали кроватки, качельки, подушечки, одеяльца — всё, что нужно в настоящей семье. Кукольная игра называлась «дочки-матери», как и сейчас. Матушка говорила дочке: «Убери семью в коробку», что понималось как «Убери игрушки».

Поскольку куклы были тряпичные, обряжали в особую одежду их редко. Обычно кукольный костюм создавался в подражание реальной одежде взрослого населения и шился из тех же тканей. При этом дети, изготавливая себе игрушки, имитировали не только местечковые, но и половые, возрастные, социальные и сезонные различия, проводя чёткое различие между праздничным и будничным костюмом. Обычно кукольное платье любили делать красным, то есть красивым. В некоторых деревнях считали, что как в вышивке рушников, так и в кукольном убранстве красный цвет просто обязателен, ведь он (по крайней мере, так верили) обладает защитным действием — убережёт ребеночка и от сглаза, и от порчи. Если голову и руки скручивали из небелёного холста, то платье как раз шили кумачовым, или же украшали алыми лентами. А если алая лента по подолу — почему бы не быть ей и на поясе, и по вороту, и по рукавам? Украшая кукольный наряд, девочка исподволь, без назидания, училась не только шить, но и вышивать. Узор, которым девочки расшивали своим куколкам платьица, тоже неслучаен — как и на бабушкином полотенце или дедушкином «жениховском» поясе, каждый элемент его имел какое-нибудь значение. Пределов фантазии (естественно, в рамках традиционных норм) здесь не было — одежду кукол украшали кругами и утиными лапками, крестиками и розочками, розетками, «волнушками» и еще много чем другим. У сшитых кукол голова частично обтягивалась более светлой, чем туловище, тканью, если обычная безликая кукла по каким-то причинам не устраивала, лицо ей «пятнали» сажей, мазали углем, «выводили» чернилами, «отмечали» карандашом, вышивали цветными либо однотонными нитками— кому на что хватало фантазии и подручного материала. Предметом особого внимания были волосы. Их делали из кудели, шерсти, различных нитей, конского и, часто из человеческого волоса, причём при этом отчётливо подчеркивались различия в девичьей и женской причёсках. Дети свободнее взрослых обращались с материалом и смелее преображали его в нужную им вещь.

Куклы в сельской глубинке были не только тряпичные. Их также делали из дерева (пупашкар), лепили из глины, вертели из соломы. Все куклы-самоделки в старом крестьянском обиходе получались разными и одновременно похожими друг на друга. Они повторяли местный тип игрушки и отвечали вкусу их создательниц и обладательниц, отличаясь такими деталями, изменить которые порой была не в силах и сама мастерица: в определённый момент у нее могли быть в наличии лоскутки или нитки лишь одного, определённого цвета или фактуры. Каждая конкретная игрушка — своеобразная интерпретация традиционной куклы, а часто и новый её вариант. Кукол делали разных размеров, имитируя возраст: куклы-дети, куклы-взрослые. Уходя из дома на весь день, родители оставляли детей на «попечение» кукол, зная, что детишки «при деле», и с ними ничего дурного не случится. Таким образом, игрушки выполняли ещё и роль оберега. Кукол своих деревенские девочки «кормили», умывали, общались с ними. На куклах девочки тренировались, разыгрывая целые ритуальные действа, заучивая и перенимая от бабушек и старших подруг фольклорные тексты.

Кукла отождествлялось как «второе я» её обладательницы, поэтому, когда сельские девчушки подрастали и начинали ходить на «вечёрки», они не стеснялись приносить с собою вместе с лукошком пряжи и корзиночку любимых кукол, сравнивая их с куклами своих подружек — односельчанок. В сельской глубинке поощрялась возня девочек с куклами и их изготовление, порою по куклам судили о способности будущей молодухи к рукоделию (приданое до поры до времени не показывалось). Такое «серьёзное» отношение к детским играм показывает, что детей приучают к трудовой деятельности через игру, в которой они непроизвольно учатся шить, вышивать, прясть и постигают традиционное искусство народного костюма.

Среди тряпичных кукол встречается в основном женский типаж. Вот что рассказывала одна из провинциальных старушек: «Кукол у нас много было. И деток делали, а мужичков не помню», — или: «Пареньков не делали, не принято у нас было, может, не умели, и вертели девок либо баб». Словом, в деревенской тряпичной кукле явно предпочитался женский образ, а мужских персонажей заменяли собою то простая палочка, то прутик, то щепка, а то и примитивно свернутые тряпичные куколки небольшого размера. В результате крестьянские дети распоряжались полным набором кукол, необходимым в играх. Тряпичные же мужички, тщательно сшитые и одетые по всей форме, появились среди этнографических кукол лишь к концу XIX века, и то под влиянием городской игрушки. Но и тогда куклы «девки да бабы» оставались главными, мужские же куклы пребывали в явном меньшинстве. У тряпичной куклы есть яркий типологический признак — высокая девичья грудь. Намёк на женственность, плодовитость — ведь кукла-примитив неизменно обозначала взрослую женщину, а не ребенка. «А грудь это дело особое, — с улыбкою говорили сельские старушки. — Делали так, чтобы она хорошо выдавалась, чтобы попышнее была да покрасивее»; «свернем для того ровные аккуратные лепешечки из тряпок или шарики туго набьем да пришьем всякий раз — это уж не кукла без титек». По обращению девочки со своей «лялькой» предсказывали, какой она будет матерью, на основании чего делали вывод, будет или не будет счастье в ее доме.

В куклы в старой деревне играли все дети без исключения; житейское мнение, будто кукла — чисто девичья забава, исходило от «образованных» слоев населения, среди которых мальчика с детства готовили к карьере военного или чиновника, а девочку — к поискам жениха и замужеству. Деревенские мальчишки и девчонки играли вместе, летом часто голышом — до тех пор, пока на маленькую девочку не надевали юбку, а на ее кавалера — портки, и с тех пор их социальные и игровые роли начинали строго дифференцироваться.

Вообще, тряпичная кукла приобщала ребенка к обрядовой жизни родной деревни. Почти все обряды и празднества девочки мастерски разыгрывали со своими куклами. Долгими осенними и зимними вечерами, собравшиеся девочки-подростки разыгрывали целые свадебные игрища, для действа собирались группами в избе, на полатях, а летом — в амбаре, на свежем воздухе. Каждая девочка приносила с собой свой короб с куклами. В игре тех могло быть до двух десятков и даже больше — все участники церемонии да еще приезжие и гости. Сцену за сценой ребятишки проигрывали сватовство, церемонию «налаживанья к богомолью», посиделки, пропой. Положив на колени куклу, девочка на полном серьёзе расплетала ей кудельную косу и в роли подруги «голосила» свадебные причитания. Затем следовали «баня», девичник, венчание. Обвенчавшись с участием игрушечного «попа», кукла-невеста меняла свою «девичью» прическу на «бабскую», после чего кукол усаживали за «свадебный стол», а затем «молодых» выносили в соседнее помещение и оставляли вдвоем. Когда «дело» было сделано, хозяйки разбирали своих кукол и расходились по домам до следующей игры. Однако при всём впечатляющем сходстве с «настоящей» свадьбой, дети всё же отдавали себе полный отчет в том, что это была всего лишь игра; девочек, подсознательно собирающихся когда-нибудь замуж, увлекал сам процесс этой игры, её ход, развёртывание действия, а не результат. В кукольной игре раскрывался весь мир детских интересов и влечений. Играющие по своему усмотрению сокращали или расширяли игру-обряд, вносили в неё новые игровые ситуации, особо выделяя динамичные театрализованные моменты: долго и шумно катали кукол по избе, часто кланялись и здоровались, предпочитали протяжным песням весёлые, увлечённо танцевали с куклами в обхватку. Здесь зарождалось и совершенствовалось не только коллективное, но и импровизационное начало, определяющее характер всего народного творчества. В кукольную игру органично вплетались элементы народного театра, музыки, танца, устной поэзии, кукла же находилась в центре этой игры. Это обыкновение переняли жившие вперемешку с русскими финно — угры Поволжья. М. Е. Евсевьев свидетельствует, что у марийцев, как и у их русских соседей, на куклах девушка-невеста, назначив каждой из них особую роль, как по нотам, разыгрывала весь мудрёный свадебный обряд.

Для взрослых крестьян куклы имели еще и дополнительный смысл. Они сохраняли не только архаичные формы, но и своё магическое значение — вызвать урожай, приплод скота, счастливый брак. И если дети в какой-нибудь семье особенно усердно мастерили «лялек», то их матери предсказывался новорожденный, а небрежное отношение детей с куклами предвещало болезнь взрослого члена семьи. Считалось, что кукла была способна даровать женщине способность к деторождению — так она стала свадебным атрибутом. Особая бережность в обращении с куклами, заботливое хранение их в определённом месте, стремление сохранить их до замужества и передать своим детям — не что иное, как пережитки почитания женского божества. В народном создании кукла наделялась магической силой, и до нынешних дней фигурировала в качестве свадебного атрибута. Молодые люди в старой поволжской деревне дарили друг другу самодельных кукол в залог любви и дружбы. При этом считалось, что подарок такой, сделанный от чистого сердца, приносит счастье, а с какими-то корыстными или иными соображениями — беду и недолю. Дети никогда не оставляли корзины с игрушками на улице, хранили их в особых ларчиках, а взрослые, в свою очередь, следили, чтобы игрушки не валялись где попало. Они так и переходили «от одной девочки к другой». Тряпочные куклы в страду даже на жатву с собою брали, и по посиделкам с ними ходили, и в гости, и в приданое брали. Если случалось несчастье, умирала девочка или молодая девушка, то на их могилах к подножию голбцов прикрепляли проволокой простейшие куколки, скатанные из лоскутков, грубо скрученных воедино черными суровыми нитками. Считалось, что в ином мире девочка сможет поиграть куколками, чтобы не чувствовать себя одиноко.

Моя бабушка Евдокия вспоминала: «Я пошла замуж в 14 лет и кукол всех с собой забрала. Целую корзину этого добра привезла в дом жениха. Свёкор строго всем домашним наказал не доглядывать и не смеяться надо мной, когда я тихонько пряталась на чердаке, чтобы поиграть в свои куклы. Потом их снова оттуда достала, уже для своих детей». Особая бережность в обращении с куклами, заботливое хранение их в определённом месте, стремление сохранить до замужества и передать своим детям — подобные факты нельзя, конечно, объяснить простой девичьей привязанностью к кукле, здесь, возможно, прослеживается связь игрушки с магическими действиями, остаточные пережитки почитания богинь-прародительниц. Первоначально, возникла кукла именно как атрибут обряда, позже как кукла-оберег, и только после этого кукла стала детской игрушкой.

Изготовление магической обрядовой куклы – целый ритуал, при котором использовать ножницы, иглы и другие колюще-режущие предметы запрещалось – чтобы счастье-судьбу не колоть и не резать. Лоскутки ткани рвали руками на меньшие куски, скручивали верёвочками и нитями. При создании куклы, каждая мелочь имеет значение. Так, нити наматывали по ходу Солнца (с востока на запад), по спирали (символ бесконечности духовной жизни). При этом желали человеку, для которого делался оберег, добра и счастья, крепкого здоровья, начитывали молитвы. Делать куклу-оберег надо было только в «хороший» период (лучше зимой). Неудачным временем считались праздники и выходные дни, а также среда и пятница (в эти дни заниматься рукоделием считалось грехом). Нельзя было мотать куклу-оберег ночью, когда нечистая сила выходит на прогулку. Очень строго придерживались ещё одного правила: смастерить куклу так, чтобы она стала оберегом, нужно за один раз, не откладывая работу не потом, на завтра. Считалось, что сделанное вторично перечёркивает то, что было сделано в первый раз, и таким образом, оберег теряет свою силу. Для изготовления куклы-оберега брали лоскуты ношеной одежды, к тому же «счастливой» — той, которую носили в лучший период жизни, не омрачённый ни бедами, ни болезнью, ни бедностью.

Черты лица у традиционных обрядовых, обережных, да и у простых кукол отсутствуют. По представлениям язычников, через лицо вселяется душа. А душа бывает хорошей или плохой. Народ верил, что в кукле сохраняется дух предков, и она может передавать опыт из поколения в поколение. Подобие человека с лицом воспринимали как живое существо, и чтобы одухотворённое изображение не могло причинить бедствия, куклу оставляли безликой.

Секреты изготовления куклы-оберега передавались в семье от матери к дочери. Когда девушка выходила замуж, мать дарила ей куклу как оберег для нового дома. Больному ребёнку давали поиграть с куклой, после чего её уничтожали: в народе верили, что кукла впитывает в себя болезнь. Отчасти это было правдой, вспомним куколку пупашкар изготовленную из осинового колышка.

Марийская национальная кукла, её роль в жизни крестьянской семьи и в воспитании подрастающего поколенияНародная кукла простая, однако, очень образная и символическая. Играя с ней, ребёнок может фантазировать, наделять её теми или иными чертами характера. В такой кукле нет агрессии, а процесс её создания успокаивает, улучшает настроение. Поскольку народные куклы из ткани были неотъемлемой частью крестьянской бытовой среды, связанной с земледельческой работой и домашним очагом, они и в древние времена, и сегодня являются символом плодородия, материнства и служат своеобразным оберегом.

Поханя, поханя — пупашкар — куклы интересные, но забытые. Молодежь, к сожалению, о них даже не слышала. И вот недавно в поселке Сернур куколку пупашкар вернули к жизни. Началось всё с уроженки района Надежды Маркиной. Она в деревне Кожласола отыскала одну крепкую памятью бабушку Ольгу Дмитриевну Рыбакову, которая не только рассказала, что да как, но и своими руками смастерила напоказ одну марийскую куклу. Поэтому хочется вернуть народу то, что было утеряно. Обидно же и неправильно, что дети играют заокеанской Барби, а своя традиционная игрушка и, кстати, абсолютно экологичная, пребывает в безвестности. Радует то, сейчас пупашкар возвращается, и со временем деревянная малютка, очень может быть, станет настоящим брендом. Мастерски сделанная, пышно одетая поханя может стать не только прекрасным подарком, удивительным элементом декора или ценным предметом домашнего имущества, но и оберегом благосостояния, счастливой семейной жизни и защитой от злых сил.

Лобанова Софья Юрьевна

Старший научный сотрудник

Пупашкар – деревянная малютка

Голбец – языческий ритуальный столбик установленный на могиле, на него вешается вышитое полотенце.

О admin

Оставить комментарий

x

Check Also

Кукла оберег как сделать своими руками — на сайте

Получайте подборку лучших мастер-классов и публикаций Журнала. Получайте подборку лучших мастер-классов и публикаций Журнала Подписаться. Корзина Создать магазин Вход. Публикации Идеи и вдохновение. ТОП Журнала ...

Талисман на любовь и замужество

Как сделать амулет на любовь своими руками в домашних условиях Амулет для привлечения любви – это определенно заговоренный предмет, при помощи которого привлекают красоту, везение, ...

Куклы — Кукла-оберег — Берегиня Рода (Столбушка) (ручная работа)

Издревле считалось, что дом от злого глаза хранит «Столбушка». Это тряпичная кукла без глаз и ушей. Она ничего не видит и не слышит. Считалось, что ...

Славянский амулет любви купить, отзывы, «преимущества» недостатки, реальные и правдивые, принцип действия, где Славянский амулет любви

Мощный магический талисман – Славянский амулет любви укрепляет семейные отношения и не дает угасать страсти. Основная цель такого мощного таинственного украшения – охрана брака и ...

Мастер-класс по изготовлению куклы-оберега своими руками

Как сделать куклу мотанку своими руками (фото и видео инструкция)? В наследии каждого народа есть раздел, повествующий про ритуалы и обряды, во время которых изготавливались ...

Талисманы на удачу и деньги своими руками

В наше время, когда все может выйти из под нашего контроля, человеку необходима защита. Одни, имеющие возможность себе позволить, нанимают охрану, другие стараются не рисковать, ...

Легкий способ привлечения денег от Василисы Володиной

Легкий способ привлечения денег от Василисы Володиной В нашей жизни каждая мелочь играет важную роль. Но многие люди пропускают то, что жизнь и судьба пишут ...

Камни обереги амулеты

Àñòðîëîãè ñ÷èòàþò, ÷òî êàìíè îáåðåãè èëè ñàìîöâåòû äåëÿòñÿ ïî çíàêàì Çîäèàêà. Ëþäÿì, ðîäèâøèìñÿ â äàííîì ìåñÿöå, ëó÷øå íîñèòü óêðàøåíèÿ-îáåðåãè ñ ñîîòâåòñòâóþùèì êàìíåì. Ðàññìîòðèì áëàãîïðèÿòíûå êàìíè ...

Как сделать куклу в домашних условиях — лучшие идеи и пошаговые мастер-классы

Воплотить все свое представление о красоте, создать для себя или для дочери верного друга для игр можно, если сделать куклу в домашних условиях. Может она ...

Магия и деньги: как приворожить деньги и носить денежные амулеты

Магия денег появилась в те времена, когда появились и сами деньги, то более 6 тысячелетий тому назад. И когда деньги среди основных потребностей заняли первое ...

Рождественская обрядовая кукла «Коза» (мастер-класс)

Рождественская обрядовая кукла «Коза» (мастер-класс) Дорогие друзья, доброе время суток. Сегодня я хочу вас познакомить с рождественской обрядовой куклой «Козой». Кукла имеет многовековую историю. Тряпичная ...

Денежный браслет-талисман – самый мощный инструмент для привлечения успеха и денег

Привлеките богатство и успех в свою жизнь! Браслет, специально заряженный на улучшение материального положения и привлечения денег в вашу жизнь. Только для вас мы подготовили ...

Кукла-оберег Неразлучники: мастер-класс по изготовлению своими руками

Сайт про амулеты, талисманы, обереги и другие мистические атрибуты У древних славян обереги куклы-мотанки существовали практически на все случаи жизни. Они служили защитой самому человеку, ...

Кукла Благодать Своими Руками Пошаговая Инструкция

Кукла Желанница своими руками. Конкурс. Твори с весенним настроением! Пасхальный конкурс с книжным издательством «Эксмо»! Хочешь вспомнить русские народные традиции? Удивительные обережные куколки из ткани ...

Талисманы для знаков зодиака: как подобрать для себя амулет

Двенадцать знаков зодиака влияют на нашу жизнь. Каждый человек индивидуален, но рождается под определенной звездой. Именно она определяет весомую часть его личных качеств, характера. Иногда ...

Силы приворота сканворд 4 буквы

Детально рассмотрим силы приворота сканворд 4 буквы — с подробным описанием всех магических действий, чтобы ритуал не имел отрицательных последствий. Как найти свою судьбу? Мерилин ...

Магия поможет вернуть любимого, восстановить любовные отношения, сделайте шаг навстречу счастью!

2018-god.com : Магия поможет вернуть любимого, восстановить любовные отношения, сделайте шаг навстречу счастью! К чему снится платок по толкованиям основных значений и по сонникам Что ...

Заговоры Ванги на удачу, здоровье и богатство

Удача в жизни нужна каждому. Если вас настигла полоса неудач, и они длятся долгое время, необходимо провести специальные обряды на избавление от невезения. После этого ...

Кукла масленица, мастер — класс с пошаговыми фото

В весеннее равноденствие русский народ издавна отмечал Масленицу. Среди календарных языческих праздников, Масленица — первая у славян по порядку, значимости и обрядности. Это первые, ранние: ...

Магия рун для привлечения денег в кошелек, удачи и работы своими руками (фото)

Древненорвежское слово «run», от которого происходит понятие «руна», расшифровывается как секрет или тайна. Руны – это совокупность знаков, предназначение которых заключается в передачи информации и ...

ПОДАРИТЕ ОБЕРЕГ СВОИМ БЛИЗКИМ К ПРАЗДНИКУ

Оберег — от древнерусского (славянского) слова «оберегать», т.е. защищать, предохранять человека от опасности, вреда, которые могут быть вызваны разными жизненными обстоятельствами. О месте, которое занимали ...

Реальные методы привлечения денег: действующие приметы и ритуалы в домашних условиях

Деньги являют собой некую энергию процветания и благоденствия, которая жизненно необходима каждому человеку. Эта энергия очень тонкая и живая, с ней нужно уметь обращаться правильно. ...

Славянские обереги для дома своими руками (фото)

В наше время особенно ценятся для защиты славянские обереги для детей и дома. Традиция украшать свой быт не просто красивыми безделушками, а действенными обережными вещами ...

Презентация на тему: Мини — музей Славянские куклы-обереги МБДОУ 45 — Соловушка — ула Воспитатель: Рудковская М

Мини -музей Славянские куклы-обереги МБДОУ 45 «Соловушка» г.Барнаула Воспитатель: Рудковская М.В. — презентация Презентация была опубликована 2 года назад пользователемВиолетта Давыденко Презентация на тему: » ...

Рейтинг@Mail.ru