Главная » Моя жизнь » Мой ребенок » Подвижные игры в школе

Подвижные игры в школе

  1. Роль игр в формировании двигательной активности учащихся.
  2. Подвижные игры в школе.
  3. Аттракционы с мячом.
  4. Аттракционы с гимнастическими палками.
  5. Аттракционы с различным инвентарем и без него.
  6. Приложение.

Роль игр в формировании двигательной активности учащихся

Период обучения в подростковом и юношеском возрасте совпадает с формированием духовных и физических качеств человека, с подготовкой к выполнению социальных функций в условиях демократического общества. Физическое воспитание – неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса и не может быть рассмотрено как второстепенный его компонент. Успехи системы физического воспитания не исключают необходимости дальнейшего ее развития и совершенствования. Развитие ловкости и точности движений – одно из фундаментальных условий решения этой задачи.

Проблема нормирования двигательной активности учащихся имеет важное гигиеническое значение, т.к. в последнее время отмечается прогрессирующая гиподинамия у молодежи, что обусловлено большим объемом учебных занятий не только в аудиториях, но и дома.

Для сохранения здоровья и высокого уровня физических качеств школьникам необходим двигательный режим в который должны входить не только физические упражнения и специальная гигиена и диета, но и развивающие ловкость спортивные и подвижные игры.

С давних пор игра составляет одну из основных сфер жизни человека. Она дает ребенку возможность познать мир, воспитывает, делает процесс обучения более интересным. Игра – самый увлекательный способ обучения, формирования детской души, развития физических сил и возможностей.

Подвижные игры на уроках физкультуры в начальных классах занимают основное место. Дети 7-9 лет уже хорошо владеют всеми естественными движениями, необходимыми в играх (бег, прыжки, ходьба). Мускулатура детей в возрасте 7-9 лет еще плохо развита, они быстро утомляются, поэтому физические упражнения должны быть строго ограничены, и по возможности иметь игровую форму. Дети 7-9 лет очень подвижны, но быстро теряют интерес, если упражнение или игра требуют сосредоточенности или представляют для них сложность. Поэтому используются игры с небольшим количеством правил. Основной интерес у детей этого возраста вызывают игры, где они могут проявить быстроту и ловкость, координацию и меткость.

Последовательность подвижных игр нужно заранее планировать, идти от простого к сложному. Нужно в процессе игр постоянно помнить о воспитывающих возможностях и умело использовать их.

Необходимо следить за дозировкой нагрузки на детей.

Саморегуляция двигательной активности у детей постоянна. Устал – отдохнул, надоели одни движения – сменил на другие. Мышцы работают попеременно, происходит активный отдых. Детям необходимо играть, двигаться, развиваться. Учеными замечено: у дошкольников и школьников, кто много играет (занимается спортом), лучше движется процесс общего развития, формирования понятий (они лучше учатся) и легче, чем у пассивных.

Еще Платон говорил о том, что дети до 10 лет должны развиваться в основном физически, и тогда, по мнению мыслителя, в дальнейшем им не понадобятся доктора. Подвижная игра развивает ребенка, но, в отличии от физических упражнений, не надоедает ему благодаря своему занимательному характеру.

Использование подвижных игр в качестве средств и методов спортивной тренировки позволяет решить задачи психической и моральной подготовки. Постоянное преодоление разнообразных препятствий, действуя в усложненных условиях, формирует морально-нравственную основу поведения занимающихся. Здесь воспитываются черты спортивного характера, отличающегося особой целеустремленностью и способностью к полной мобилизации в необходимых ситуациях.

Основное содержание программы физического воспитания составляют жизненно важные двигательные упражнения, общеразвивающие и прикладные. В программу физического воспитания включены и спортивные игры – баскетбол, волейбол, футбол, пользующиеся большой популярностью среди учащихся, а также отдельные подвижные игры.

Все эти игры направлены на физическое совершенствование подростка, на развитие двигательной системы, приспособленности к меняющимся жизненным обстоятельствам, закаленности не только физической, но и психологической. С одной стороны они развивают человека физически за счет жизненных состояний человеческого организма, а с другой – раскрывают и проявляют определенные черты характера, личные качества и способности.

Принцип осознанного и чувственного мышления и контроля в процессе игры основан на закономерной связи движений и психики человека, в частности на зависимости успеха двигательной деятельности человека от способности контролировать движения в процессе игры. В процессе выполнения определенных условий удается осознанно контролировать их структуру только в отношении начальных подсистем. Основную же функцию контроля берет на себя сам двигательный аппарат. Таким образом, овладеть двигательными действиями, развить двигательные способности можно, развив способность контролировать соответствие своих движений решаемым задачам, правилам игры и складывающейся ситуации и вносить в них поправки посредством осознанного и чувственного контроля.

Эффективность учебно-воспитательного процесса в школе во многом зависит от правильной организации физкультурно-оздоровительной работы. Особенно важно рационально чередовать учебную деятельность школьников с активным двигательным отдыхом.

Среди различных видов физкультурно-оздоровительной работы особое место занимает проведение подвижных игр на переменах. Известно, что в результате учебной деятельности, связанной с длительным поддержанием статической позы, у школьников развивается утомление, нарушается активность внимания, замедляется и становится поверхностным дыхание. Регулярное проведение игр-аттракционов на перемене повышает тонус всего организма, восстанавливает работоспособность, что на последующих занятиях способствует более высокой сосредоточенности и усилению внимания к заданиям учителя, содействует лучшему восприятию проходимого материала и продуктивности учебной работы.

Подвижные игры (игры-аттракционы) – это самодеятельные детские игры. Оборудовать их очень просто, инвентарь легко изготовят сами школьники на уроках труда. Если сопроводить игры-аттракционы описанием правил, дети могут играть самостоятельно, без руководителей.

Игры-аттракционы способствую развитию внимания, настойчивости, ловкости, меткости, глазомера, ориентировки в пространстве и других качеств, необходимых в жизни и трудовой деятельности.

Игры-аттракционы не требуют длительной подготовки, специальной тренировки участников, поэтому могут с успехом применяться как во внеклассной, так и во внешкольной физкультурно-оздоровительной работе – на праздниках и спортивных вечерах, на спортивных площадках в лагерях отдыха, на больших переменах, на дворовых площадках, во время прогулок, в детских парках, во время Дней здоровья. Кроме того, игры-аттракционы полезно использовать и на уроках физического воспитания для закрепления упражнений с палками, мячами, скакалками, а также в качестве домашних заданий.

В своей работе с учащимися младших и средних классов я провожу различные игры, как на уроках физической культуры, так и на переменах, во внеклассных мероприятиях, на школьных праздниках. Наиболее популярные игры-аттракционы среди моих воспитанников я хочу предложить вашему вниманию.

Пять-шесть набивных мячей разместить на одной линии с интервалами 0,5-1,5 м. Играющий запоминает расположение мячей, поворачивается кругом и движется спиной вперед. Задача – обойти и не задеть мячи. Кто выполнит задание, тот победитель. Расположение мячей каждый раз меняется.

Варианты. 1. Увеличить количество мячей (для старших школьников). 2. Продвигаться спиной вперед, перешагивая через мячи. 3. Продвигаться спиной вперед с завязанными глазами. (Приложение рис.1)

Сесть на стул, держа ноги под прямым углом к полу. Слева у ног положить на пол шарик. Наклониться, пропустить правую руку позади ног и, не поднимаясь со стула достать шарик. Это, оказывается, нелегко! (Приложение. Рис.2)

Играющий, двигаясь по полу, должен провести мяч баскетбольным дриблингом по рейке гимнастической скамейки. Побеждает игрок, которому удалось это сделать.

Варианты: то же, но игрок двигается по рейке, а мяч ведет по полу. Продвигаясь по доске наклонной скамейки, провести мяч вверх или вниз. (Приложение рис.3)

Играющие делятся на две команды и становятся в шеренги, лицом друг к другу. Расстояние между шеренгами 8-10 м. Посередине табуретки лежит волейбольный мяч. У каждого из игроков по малому мячу. По сигналу учителя игроки одной команды выполняют броски, стараясь сбить волейбольный мяч. Если кому-нибудь удастся сбить мяч, то команде засчитывается 1 очко. Затем начинает броски другая команда. Выигрывает команда, набравшая больше очков. (Приложение рис.4)

В 2-5 м от стены (дистанция зависит от возраста и опыта играющих) ставят городок, кеглю, надувную игрушку. Задача: бросить мяч о стену так, чтобы, отскочив, он сбил установленный предмет. У кого будет больше успешных попыток из пяти? Кому потребуется меньше попыток, чтобы сбить предмет пять раз?

Бросать мяч можно с любой точки.

Вариант: поставить на некотором расстоянии от стены ящик, коробку, корзину, положить обруч. Задача: попасть мячом в цель. (Приложение рис.5)

На линии старта каждый участник игры получает две палочки. Затем играющие становятся парами и палочками зажимают мяч, чтобы он не упал. Каждая пара должна пробежать быстрее своих соперников, не уронив мячик. Если же мячик упал, надо остановиться, поднять его, положить на палочки и снова бежать. Дистанция бега 15-20 м. (Приложение рис.6)

Играющий держит мяч за спиной двумя руками. Наклоняясь вперед, он бросает мяч через голову вверх и вперед. Теперь надо успеть распрямиться и поймать падающий мяч. Каждому дается, скажем, по пять попыток. Победит тот, у кого больше попыток успешных.

Варианты игры: мяч можно бросить о стенку (если нет окон) с расстояния в несколько метров – и ловить его, когда он отскочит; можно забрасывать мяч на покатую крышу (сарай, гараж, навес) – и ловить его, когда он скатится.

В игру можно вносить усложнения. Например, дается задание: перед тем как поймать мяч, надо несколько раз хлопнуть в ладоши. Или сделать полный поворот кругом (когда мяч бросают о стенку или кидают на крышу). (Приложение рис.7)

Участник, взяв в каждую руку по мячу разного цвета или размера, принимает положение ноги врозь, руки в стороны. Не сходя с места и не наклоняясь, он должен поймать мяч после одновременного удара ими о пол, причем, мяч, брошенный правой рукой, надо поймать левой и наоборот. (Приложение рис.8)

Расстояние до ориентира 15 м. 10 играющих располагаются друг от друга на расстоянии 1,5 м. После свистка все играющие принимают положение – упор лежа, а первый играющий посылает мяч по туннелю, образованному играющими; десятый, поймав мяч, бежит, перепрыгивая через каждого лежащего, и катит мяч девятому, а сам ложится в положение упор лежа.

Выигрывает та команда, которая быстрее выполнит задание. (Приложение рис.9)

Аттракционы с гимнастическими палками.

На расстоянии десяти шагов одна от другой проводятся две параллельные черты, обозначающие старт и финиш. Два участника состязания становятся на старте. У каждого в руках по гимнастической палке.

По общему сигналу оба устремляются к финишу, каждый держит палку стоймя на кончике пальца. Кто первый пересечет финишную черту, тот и победитель.

Кто уронит палку или поддержит рукой, обязан вернуться на старт и начать свое путешествие сначала, если «противник» еще не достиг финиша. (Приложение рис.10)

На коня козла или стол положить шарик от настольного тенниса. Игрок стоит в 1,5-2 м от стола с гимнастической палкой в руках. Сделав выпад, он должен уколом сбить шарик. (Приложение рис11)

Два игрока располагаются на одной линии и берутся за концы гимнастической палки. На расстоянии 1-2 шага от каждого кладется кубик, булава или другой предмет. Задача игрока: перетянув «противника», достать предмет, лежащий на полу. (Приложение рис.12)

Поставить палку перед собой, придерживая ее рукой. Быстрым движением перенести через палку вытянутую ногу. Руку, разумеется, придется на мгновение отпустить У кого больше удачных попыток подряд. (Приложение рис.13)

Аттракционы с различным инвентарем и без него

В этой игре на ловкость участвуют двое. Каждый играющий получает по ракетке. Ракетки могут быть от настольного тенниса или самодельные. На каждую из них кладется кубик или плоская игрушка небольшого размера.

Играющие, взяв ракетку в левую руку, отводят ее в сторону. По сигналу, свободно передвигаясь, они пытаются взять кубик с ракетки соперника, не уронив при этом свой.

Победителем в поединке считается тот, кто сумеет раза подряд снять кубик с ракетки партнера. (Приложение рис.14)

Играющие становятся друг к другу спиной, скрестив руки в локтях. Перед каждым на расстоянии одного метра проводится черта. Задача: упираясь в пол ногами, постараться вытолкнуть своего соперника за черту. (Приложение рис.15)

В большой круг, начерченный на земле, входят участники поединка. Каждый из них становится в исходное положение: правую руку, согнутую в локте, прижимает к туловищу, а левую ногу подгибает и берется за нее левой рукой, обхватив щиколотку.

Раздается сигнал – и противники, подпрыгивая и толкая плечом в плечо, пытаются вытеснить друг друга за линию окружности. Побежденным считается тот игрок, который выйдет из круга или, находясь в кругу, опустит на землю левую ногу. (Приложение рис.16)

Два стула ставятся спинками друг к другу на расстоянии 1-1,5 м. На полу под ними в одну линию кладется скакалка так, чтобы ее концы были у передних ножек стула. Двое садятся на стулья спиной друг к другу и поднимают руки вверх. По сигналу они наклоняются вперед и хватают скакалку за конец. Кто успеет схватить первым – победитель. (Приложение рис.17)

1. Зациорский В.М. Основная спортивная методология. – М., 1989.

2. ЛисицаА.И. Игры-аттракционы. — Т., 1991

3. Матвеев. Теория и методика физической культуры. – М., 1983.

4. Полиевский Н.А. Физическое воспитание учащейся молодежи. – М., 1989.

5. Тер-Ованесян А.А. Педагогические основы физического воспитания. – М., 1978.

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Детские спортивные комплексы и дополнения к ним купить в интернет-магазине Ранний старт

Запатентованная разработка компании «Ранний Старт» — автономный шестигранный многоуровневый комплекс, использующийся в пяти различных положениях. Не требует крепления к полу, стенам или потолку и полностью ...

Какую выбрать сумку на коляску, Сумка на коляску — удобство и практичность

Сайт Step by step — это женский интернет журнал, в создании и развитии которого может принять участие каждый. Мы часто бываем недовольны чем-то в своей ...

Как познакомить ребёнка с миром природы

Как познакомить ребёнка с миром животных? Как познакомить ребёнка с миром растений? Руки — важный инструмент познания мира Когда ребенок уже «крепко стоит на ногах», ...

Музыкальные игрушки — незаменимые помощники каждому родителю, Мобили (мобайлы) музыкальная карусель для детской кроватки

Сайт Step by step — это женский интернет журнал, в создании и развитии которого может принять участие каждый. Мы часто бываем недовольны чем-то в своей ...

Как не допустить у ребенка излишнее увлечение трудом

Как не допустить у ребенка излишнее увлечение трудом Одной из болезней XXI века вполне можно назвать – трудоголизм. Совсем недавно считалось за честь выполнить «пятилетку ...

Загадки по сказкам с ответами для детей 6-9 лет

Загадки с ответами для детей 7-9 лет «Парад сказочных героев» Сейчас начнется наш парад, К нам выйдут целым строем Те, с кем всегда ты встрече ...

Пословицы о месяцах года

Назначение: для использования в занятиях, викторинах, игровых программ с использованием народного фольклора с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Достаточно часто в занятия я использую ...

Массаж для новорожденных в домашних условиях ( 7 видео инструкций)

Правильный массаж для ребенка в первые три месяца жизни Все новорожденные детки приходят в этот мир с согнутыми ручками и ножками и плотно сжатыми кулачками. ...

15 новогодних представлений для детей разных возрастов

15 новогодних представлений для детей разных возрастов 30 ноября 2016 в 17:10 Если вам не близка классическая новогодняя елка в Кремле с хороводом и сладким ...

Загадки на логику для детей

Авторская подборка интересных загадок для детей с ответами: на логику и с подвохом, загадки-обманки, шуточные, смешные и серьезные, легкие и сложные, короткие и длинные. Разгадывание ...

Отношение детей и родителей, анализ семейного воспитания — Большая семья

Часто неправильное воспитание ребенка в семье приводит к очень тяжелым последствиям, ребенок может замкнуться в себе, плохо учиться, не выполнять пожелания взрослых, мало того, у ...

Как выбрать подходящую детскую коляску? Коляски

Выбираем подходящую коляску. Несколько советов родителям. У вас в семье произошло радостное событие, и вы стали родителями, или только готовитесь ими стать? В любом случае ...

Пословицы и поговорки о дружбе

Без беды друга не узнаешь. Больше той любви не бывает, как друг за друга умирает. Будь друг, да не будь в убыток. Будь друг, да ...

Стихи о родном крае для детей школьного возраста

С улыбок и слез матерей; С тропинки, ребятами пройденной, От дома до школьных дверей. С березок, стоящих веками На взгорье в отцовском краю, С желанья ...

Летние стихи для детей

Солнышко в окошко Светит мне с утра, Значит, в детский садик Мне идти пора. О «СОЛНЫШКЕ» Есть солнышко на небе, А есть и в Интернете. ...

Стихи про зиму для детей — стихи о зиме

Не в высь лазурную, На землю просится. Себя в безвестную Средь хлопьев тающих На нем, лелеющем, Как будто навсегда простился мир с Весной, С ее ...

Пупок у новорожденного, уход за пупком новорожденного: воспаление, выделение, заживление пупка

На протяжении всей беременности малыш был связан с вами тонким «канатиком» — пуповиной. Она прикреплялась к плаценте, от которой по артериям и венам к плоду ...

Обучение детей рисованию

Обучение детей рисованию. Как правильно выбрать краски, фломастеры и мелки для ребенка Уважаемые родители, представьте, что вы любители живописи и хотите украсить стены своей квартиры, ...

Читать онлайн Общаться с ребенком

Читать онлайн «Общаться с ребенком. Как?» автора Гиппенрейтер Юлия Борисовна — RuLit — Страница 1 Ю. Б. Гиппенрейтер Общаться с ребенком. Как? Предисловие к 6-му ...

Старший дошкольный возраст 5–6 лет — сайт Разумейкин

Старший дошкольный возраст (5–6 лет) – время интенсивного физического, психического и личностного развития ребенка. Ведущей деятельностью детей 5–6-летнего возраста является игра, в которой происходит развитие ...

Советы родителям будущего первоклассника

Все родители очень волнуются, когда приближается важный момент в жизни их ребенка – поступление в школу. Порой мама с папой нервничают больше, чем сами дети. ...

Как выбрать коляску для вашего новорожденного

Сегодня мы в рубрике Личный опыт публикуем мнение мамы 3 детей Натальи Коростелевой о том, как правильно выбрать детскую коляску для вашего новорожденного малыша. Статья ...

Развитие ребенка от 3 до 6 месяцев

— может переворачиваться с живота на спину (основа формирования передвижений: ползание, ходьба); — сидит с поддержкой; в момент сидения может прямо удерживать головку (в подушках); ...

Детские стихи про Новый год для детей 2-3 лет, короткие

Короткие детские стихи про Новый год для детей 2-3 лет Скоро-скоро Новый год придет в каждый дом. Самое время подготовить стихи про Новый год для ...

Рейтинг@Mail.ru